Развитие стран ближнего востока

Ближний Восток — это земли вокруг южных и восточных берегов Средиземного моря, простирающиеся от Марокко до Аравийского полуострова и Ирана и, по некоторым определениям, иногда за его пределами. Центральная часть этой общей области ранее называлась Ближним Востоком, имя, данное ей некоторыми из первых современных западных географов и историков, которые стремились разделить то, что они называли Востоком, на три региона. Область Ближнего Востока распространялась на регион, ближайший к Европе, простирающийся от Средиземного моря до Персидского залива; Средний Восток, от Персидского залива до Юго-Восточной Азии; и Дальний Восток, те регионы, которые стоят перед Тихим океаном.

Cтраны ближнего востока: список стран по алфавиту

К середине 20-го века общее определение Ближнего Востока охватывало государства или территории(распределены по алфавиту):

1 Бахрейн
2 Египет
3 Западный берег реки Иордан
4 Израиль
5 Иордания
6 Ирак
7 Иран
8 Йемен
9 Катар
10 Кипр
11 Кувейт
12 Ливан
13 Ливия
14 Объединенные Арабские Эмираты
15 Оман
16 Саудовская Аравия
17 сектора Газа
18 Сирия
19 Судан
20 Турция

Неоднородность развития стран ближнего востока

В последние 5 лет, после событий «арабской весны» 2010 года и далее, гражданские войны и беспорядки в Египте, Ираке, Ливии, Сирии и Йемене подорвали экономический рост стран БВСА (Ближний Восток и Северная Африка). Однако более полувека до этого БВСА было относительно успешным регионом с точки зрения роста — его темпы роста ВВП на душу населения в 1960–2010 годах в целом были выше, чем в мире, за исключением 1980-х годов (ирано-иракская война и 1986 г. падение цен на нефть).

Темпы роста ВВП на душу населения в странах БВСА в послевоенный период были, безусловно, значительно ниже, чем у восточноазиатских тигров и драконов, и немного ниже, чем в Южной Азии, но они были выше, чем в других регионах Глобального юга — южнее Сахары, Африки, Латинской Америки. Америка и бывший Советский Союз. Три страны региона — Израиль, Оман и Тунис — были в числе 20 самых быстрорастущих стран мира в 1950-2010 гг.

С точки зрения социального прогресса — образования и продолжительности жизни — достижения MENA были еще более впечатляющими. Многие страны БВСА значительно увеличили ожидаемую продолжительность своей жизни в 1960–2010 гг., В большинстве из них она превысила 70 лет (в России — 72 года в 2015 г.). Индекс человеческого развития (ИЧР) — среднее значение откалиброванных показателей дохода на душу населения, уровня образования (количество учащихся и годы обучения) и ожидаемой продолжительности жизни — увеличился на 65% в арабских странах в 1970-2010 гг., Что больше, чем в любом другом регионе мира, за исключением Восточной Азии (96%) и Южной Азии (72%). Увеличение ожидаемой продолжительности жизни в арабских странах в 1970–2010 годах было самым высоким в мире, тогда как рост охвата школьным образованием и грамотностью был выше, чем во всех других регионах мира, за исключением Африки к югу от Сахары.

Неоднородность развития стран ближнего востока: Ирак

Общая ситуация с безопасностью в Ираке улучшилась после разгрома ИГИЛ на иракской территории в 2017 году, но с тех пор восстановление было медленным. Поражение ИГИЛ в Ираке поставило перед правительством непростую задачу по восстановлению инфраструктуры, восстановлению безопасности и стабильности и предоставлению услуг по возвращению перемещенных лиц. За четыре года интенсивных боевых действий против гражданского населения Ирака потери были огромными. В результате конфликта погибли более 67 000 иракских гражданских лиц, в конце 2017 году число жертв уменьшилось.

Период более высоких цен на нефть дал Ираку возможность восстановить и решить давние проблемы, улучшив некоторые базовые услуги. Экономика страны постепенно восстанавливается, и ожидается, что в 2019 году ВВП вырастет на 4,8 процента, что позволит обратить вспять спад предыдущих двух лет. Рост был обусловлен главным образом ростом добычи сырой нефти и восстановлением ненефтяной экономической активности, что было обусловлено улучшением количества осадков, улучшением производства электроэнергии и расширением фискальной политики, связанной с растущим государственным фондом заработной платы и ростом общественного потребления. , Но медлительность программы реконструкции, проблемы с осуществлением государственных инвестиций и рост счета за импорт все препятствуют достижению страной полного потенциального роста.

Неоднородность развития стран ближнего востока: Иран

Экономические показатели по Ирану, опубликованные недавно Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком, показывают влияние санкций на экономику страны, работающую на нефти. В своем отчете «Перспективы развития мировой экономики», опубликованном в октябре, МВФ заявил, что экономика Ирана сократится на 9,5% в этом году.

Это число делает 2019 год одним из худших для экономики Ирана с 1984 года. Ожидается, что только ливийская экономика (сокращение ВВП на 19%) и Венесуэла (сокращение ВВП на 35%) в 2019 году будут иметь худшие экономические показатели.

В экономическом обзоре по Ирану, опубликованном 9 октября, Всемирный банк представил аналогичную цифру сокращения в 8,7% для иранской экономики в 2019 году из-за «резкого» падения экспорта нефти и газа наряду с введением новых санкций в отношении металлов Ирана, горнодобывающая и морская отрасли.

Всемирный банк заявил, что ожидаемое ухудшение роста означает, что к концу 2019 года экономика Ирана будет на 10% меньше, чем это было два года назад.

Хотя МВФ и Всемирный банк прогнозируют рост от 0 до 0,5% в 2020 году, он начинается с гораздо меньшей базы и зависит от способности Ирана экспортировать 500 000 баррелей нефти каждый день.

Неоднородность развития стран ближнего востока: Сирия

Социализм стал официальной экономической политикой в ​​1963 году. С тех пор наблюдается тенденция к социалистическим преобразованиям и индустриализации. В торговле государственный контроль в основном ограничивается валютными операциями. Малые частные предприятия и кооперативы все еще действуют, и розничная торговля по-прежнему является частью частного сектора, несмотря на конкуренцию со стороны потребительских кооперативов в крупных городах. Правительство контролирует наиболее важные сектора экономики страны и регулирует частный бизнес. Государство управляет нефтеперерабатывающими заводами, крупными электростанциями, железными дорогами и различными производственными предприятиями.

Правительство поощряет частные сбережения, выплачивая более высокие процентные ставки по вкладам и гарантируя инвестиции граждан других арабских стран. Существуют строгие ограничения на весь импорт предметов роскоши. В то же время прилагаются активные усилия для мобилизации экономического потенциала, борьбы с неполной занятостью и противодействия эмиграции. Несмотря на скромные шаги в направлении приватизации с 1990 года, сирийское правительство в значительной степени не решалось проводить либерализацию экономики, опасаясь своего потенциала, способного поставить под угрозу политическую стабильность.